О театре


День своего рождения Московский областной театр юного зрителя отмечает 25 октября. В 1930 году именно в этот день состоялось его первое представление. В самом начале творческого пути театром издавалась «рейдовая» газета (так называли тогда выездные представления) именуемая «Оглобля. Первый «рейд» по Московской области театр совершил еще в качестве «деревенского сектора» Московского ТЮЗа. Спектакль «Суровые дни» Дмитрия Веневитинова стал первым шагом по направлению к освоению драматургического мастерства. За первые десять лет своей работы театр сыграл 2210 спектаклей которые посмотрели 110000 зрителей.

Постановка спектакля В.В.Тезавровским при участии Е.Г.Тезавровской «Пионер Павел Морозов» по пьесе А.С.Яковлева стала первым опытом создания драматургического материала по реальным событиям, а постановка осуществлялась в процессе постоянных консультаций с прототипами действующих лиц и иных свидетелей реальной истории, выступивших в качестве консультантов. Метод, которым театр в конце 1930-х годов осваивал этот материал, стал широко известным и применяемым на практике лишь в конце 1990-х годов в английском театре Роял-корт, где его назовут техникой «вербатим» и вернут в начале 2000-х обратно на российскую сцену через спектакли ЦДР и Театра.doc, взявших документальную драму за основу своей работы.

Во время Великой Отечественной войны коллектив Московского областного ТЮЗа не уезжал в эвакуацию, а продолжал работать, выезжая с выступлениями, осуществляя постановки новых спектаклей. Театр дал сотни шефских концертов в военных частях и госпиталях. Московский областной ТЮЗ был единственным детским театром, не уехавшим в тыл и оставшимся в Москве. Известна постановка спектакля «Кот в сапогах» П. Маляревского, которую в 1942 году осуществил актер и режиссер театра Владимир Токарев.

Период активного развития ТЮЗ переживает с приходом главного режиссера, педагога, строителя театра-дома Виталии Фридман, которая руководила театром на протяжении тридцати семи лет. Спектакли театра были разноплановы, поднимали серьезные темы, но в тоже время оставались необыкновенно яркими по форме. С театром сотрудничают художники.

Композиторы специально создают музыку к спектаклям. Появляется живой оркестр. Одновременно с постано-вочной работой Виталия Семеновна вела работу педагогическую, направленную как на воспитание каждой актерской индивидуальности отдельно, так и на созидание театра в целом как единого художественного организма. За всё время своей работы в театре В.Фридман поставила свыше 100 спектаклей. Театр становится широко известным для публики и авторитетным для критики. Кол-лектив принимает участие во многих смотрах и фестивалях; для театра начинаются большие га-строли по городам Советского Союза и за рубежом. В 1965 году Театр становится коллективным членом только что созданной международной организации театров для детей и юношества (АС-СИТЕЖ). В 1967 году ТЮЗ выпускает первый в стране детский мюзикл «Дядя Стёпа» по произ-ведениям С.Михалкова на музыку М.Г.Цвиренко.

В Царицыно театр переехал в 1967 году, когда это здание и было построено. Некоторые спектакли ТЮЗа были записаны на Всесоюзном радио и вошли в его «золотой фонд». Неодно-кратно звучала в эфире и передача «Театр детской радости», в которую вошли сцены из различ-ных спектаклей театра. Работал театр и на Центральном телевидении.

В.С Фридман добивалась «театра интеллектуального, несущего миссию воспитания духовности и нравственности. Театра музыкального, так как музыка является одним из самых эмоциональных компонентов спектакля. Театра высокой культуры слова великого русского языка. Театра пластической выразительности, так как пластика является универсальным языком для всех возрастов. Театра яркой и образной формы, воспитывающей чувство прекрасного. Театра Правды, Театра смелой фантазии. Театра, призванного способствовать гармоническому развитию личности ребенка, подростка, юноши…». Именной таким театром стал Московский областной театр юного зрителя.

В 2014 году губернатор Московской области Андрей Воробьев назначил художественным руководителем театра заслуженную артистку России Нонну Гришаеву, которая не только сохранила лучшие традиции ТЮЗА, но и привнесла свежую творческую волну. Театр участвует в различных российских и международных фестивалях. Многие спектакли показывались на гастролях в самых различных уголках России и за ее пределами. На сцене ТЮЗа появляются спектакли различных форм. Наряду с классическими постановками применяется опыт создания спектаклей в стиле минимализма, создания свободного пространства с лёгкими элементами декораций. Спектакли идут на большой и малой сценах театра, на сценических площадках многих населенных пунктов Московской области. Не разрушая атмосферу театра-дома, Нонна Гришаева сумела существенно расширить как пространство для продвижения готовых спектаклей за счет активных гастролей, выездных показов, участия в фестивалях, но и привнесла новые возможности раскрепощения и реали-зации творческого потенциала актеров театра через постановку новых пьес, работу с приглашенными режиссерами, композиторами, художниками. Спектакли могут быть «синтетическими», соединяя в себе различные жанры, присущие и драматическому театру, и му-зыкальному, и кукольному. Но могут быть и спектакли, выдержанные в строгом соответствии с классическими канонами драматургии, что демонстрирует профессионализм и универсальность труппы театра.

Театр активно участвует в культурной жизни региона, проводя уличные праздники, тематические программы, творческие проекты в сотрудничестве с учреждениями культуры, образования, органов местного самоуправления и территориальной администрации.

ТЮЗ стал семейным театром. На его спектакли можно приходить всей семьей, потому что, предлагаемые зрителю постановки одинаково интересны и детям, и взрослым. Репертуарная политика позволяет говорить о том, что театр реализует функции культурного сосредоточения общества и личности, не опускаясь до примитивного развлечения или нравоучения.

Замечателен тот факт, что художественным руководителем ТЮЗа является популярная актриса театра и кино, чувствующая саму природу театрального творчества, понимающая потребности актеров, что способствует наиболее полному раскрытию их возможностей.