История театра

Театр был организован в 1930 году как филиал Московского ТЮЗа для обслуживания сельских территорий и получил название «Передвижной сектор Московского театра юного зрителя». Это были две труппы, состоящие из 15 человек (Марина Соболева, Владимир Чернов, Ольга Чадова, Зинаида Ивановская, Михаил Милованов, Аркадий Мухортов и др.), в основном молодых актеров, окончивших театральные студии.

 Свой день рождения театр отмечает 25 октября, в день, когда состоялось первое представление по пьесе О.К. Кузьминской «Морская собака». Первые рейды (так называли тогда выездные представления) театр совершил уже в ноябре месяце 1930 года по Московской области. В то время это был единственный передвижной театр юного зрителя в Советском Союзе.

В 1932 году Передвижной сектор Московского ТЮЗа обретает самостоятельность и новое имя - Московский областной театр пролетарских ребят. Первым художественным руководителем становится И.М. Елягин.

С 1936 года начинается работа над освоением сложного драматургического материала и первым шагом в этом направлении стала постановка спектакля «Суровые дни» А.И. Венедиктова. В коллектив приходят новые актеры, приглашаются высококвалифицированные режиссеры, вокруг театра собирается творческий актив писателей, художников, композиторов. В этом же году коллектив переименован в Московский областной театр юного зрителя.

1939 год стал важным этапом в творческой жизни Московского областного театра юного зрителя. Спектакли «Бедность не порок» А.Н. Островского и «Голубое и розовое» А.Я. Бруштейн, режиссера-постановщика В.В. Тезавровского, получили хорошую оценку на смотре колхозных театров Московской области.

 В конце 1939 года театр ставит пьесу А.С. Яковлева «Пионер Павел Морозов», написанную драматургом в содружестве с театральным коллективом. Эта постановка стала первым опытом создания драматургического материала по реальным событиям. В процессе постоянных консультаций с прототипами действующих лиц и иных свидетелей реальной истории, выступавших в качестве консультантов, театр смог создать правдивый спектакль. С этим спектаклем театр выступил в 1940 году на Всесоюзном смотре театров для детей и получил высокую оценку.

В годы Великой Отечественной войны Московский областной ТЮЗ был единственным детским театром, не уехавшим в эвакуацию. Он продолжал работать, обслуживая не только детей, но и взрослых. Спектакли проходили в помещении Центрального ТЮЗа (переулок Садовских, д. 10). Художественное руководство театром осуществлял В.В. Тезавровский. В первый год войны театр дал 300 спектаклей, свыше 100 концертов в воинских частях и госпиталях. Первая премьера, подготовленная в условиях войны, вышла в декабре 1941 года – это комедия В.А. Дыховичного «Свадебное путешествие». В мае 1942 года состоялись премьеры спектаклей «Ураган» по пьесе А.С. Яковлева - о героизме юных граждан в великой отечественной войне и «Братишка» В.А. Дыховичного, посвященного партизанам. В репертуаре: «Кот в сапогах» и «Меч Китая» П.Г. Маляревского, «На заре туманной юности» Н.Я. Шестакова, «Илья Муромец» П.А. Павленко и С.А. Радзинского, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Красная шапочка» Е.Л. Шварц и др.

Период активного развития ТЮЗ переживает с приходом главного режиссёра, педагога, художественного руководителя – Виталии Фридман. Принятая в 1947 году в театр очередным режиссёром, она остаётся и не покидает его на протяжении почти четырёх десятилетий (1947-1986).

Благодаря ее неимоверной работоспособности, смелости, фантазии, профессионализму, Московский областной ТЮЗ в этот период входит в пятерку лучших театров страны. Она выводит на сцену живой оркестр, состоящий из 9 человек. В театре появляется уникальное оборудование, позволяющее делать световой занавес (подобное в то время было только в нашем театре и в Театре на Таганке). Афиши театра рисуют победители конкурса плакатистов СССР. Основу репертуара составляют оригинальные произведения. Театр постоянно находится в поиске новых форм общения со зрителем.

Виталия Семёновна много работала с современными авторами. В результате творческого общения с писателем Львом Кассилем были написаны две пьесы для театра «Чаша гладиатора» (1963) и «Великое противостояние» (1969). С Сергеем Михалковым она сделала первый детский мюзикл в Советском Союзе - «Дядю Стёпу» (1967). Визитной карточкой театра долгое время был грандиозный проект «Слово о полку Игореве» (1970), в котором была занята вся труппа. Это был первый сценический вариант памятника древней русской литературы. С Василием Аксёновым был сделан спектакль «География любви» (1974). Узнав, что Игорь Стравинский написал пьесу по двум сказкам А.Н. Афанасьева и музыку к ней, Виталия Семёновна находит ее и ставит - впервые в СССР. Так в 1979 году появляется спектакль «История солдата» Игоря Стравинского. Спектакли «Квадратура круга» (1978) и «Белеет парус одинокий» (1981) выпустила вместе с Валентином Катаевым. 

В репертуар входили и классические произведения - «Мещане» (1951) А.М. Горького - спектакль выпускается, когда в Москве это произведение еще никто не ставит, «Коварство и Любовь» (1955) Фридриха Шиллера, «Чайка» (1981) А.П. Чехова, «Страдания молодого Вертера» (1983) по И.В. Гёте, и т.д.

Театр знали и любили не только москвичи. Колоссальная география гастролей – театр побывал в 27 городах СССР, не считая Подмосковья, в Дании и Югославии – и всюду имел успех у зрителей и театральных критиков, театроведов и деятелей культуры. Работы театра были отмечены множеством различных Дипломов. В 1965 году театр становится коллективным членом только что созданной международной организации театров для детей и юношества (АССИТЕЖ).

Виталия Фридман поставила более 100 спектаклей. Многие спектакли театра вошли в золотой фонд Центрального радиовещания.

В 1986 году Виталия Семёновна покинула театр. Главным режиссёром стал ученик О.Н. Ефремова - Владимир Салюк. При нём создали "малую сцену". Владимиром Петровичем были выпущены спектакли: «Настасья Филипповна» по роману Ф.М. Достоевского «Идиот», «На дне» М. Горького, «Сотворившая чудо» У. Гибсона, «Глоток свободы» Б. Окуджавы и др. В это же время в театре ставит спектакли и режиссёр Валерий Якунин. Его работы: «Юдифь с головой Олоферна» М. Богомольный, «Как Иван-дурак женился» Н. Гернет (по мотивам русской народной сказки «Царевна-лягушка»).

В 1990-х годах театр назывался «Царицынский лицей» и Московский областной ТЮЗ «Царицыно».

С 1993 года театр возглавил Александр Каневский. Он заметно обновил и изменил жизнь театра. Его первой постановкой стала пьеса Т. Уильямса «Не могу представить, что будет завтра». Труппа пополнилась талантливой молодежью, выпускниками Гнесинского училища, имеющими вокальную и хореографическую подготовку. Репертуар быстро обновился, в афишу театра вошли дипломные спектакли мюзикл «Без названия» по «Весёлым нищим» Р. Бёрнса и французской поэзии средневековья, дивертисмент по книге Ю. Нагибина и классическим опереттам «Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана», «Целуй меня, Кэт» К. Портера и музыкальная программа «Шоу на пароходе».

Более 10 лет проработал в нашем театре режиссёр Валерий Персиков. Он поставил много ярких и интересных спектаклей: «А может нам с тобой» по прозе В. Ерофеева и А. Осецкой, «Мещанская свадьба» по Б. Брехту, «Шутки в глухомани» по пьесе И. Муренко, «Соловьиная ночь» по пьесе В. Ежова.

В 2014 году Губернатор Московской области Андрей Воробьёв назначил художественным руководителем МОГТЮЗа (нынешнее наименование театр получил в 2004 году) заслуженную артистку России Нонну Гришаеву, с приходом которой начался новый этап в жизни нашего театра.