А
А
А

Нонна Гришаева: «Я прежде всего актриса»

Нонна Гришаева: «Я прежде всего актриса»
Заслуженная артистка России, художественный руководитель Московского областного театра юного зрителя и гиперответственный человек — о творчестве, семье и воплощении своей мечты.


Нонна, расскажите, как Вы решили стать актрисой? Повлияла ли семья на Ваш выбор?

Нет, в детстве я вовсе не жила в театральной среде, я из семьи педагогов. Хотя мои прапрабабушка и прапрадедушка были оперными певцами и даже гастролировали в «Ла Скала», я об этом ничего не знала, в семье никто об этом мне не рассказывал. Но как-то с детства всем стало понятно, что в семье растет артистка. В 4 года я уже пародировала всех певцов советской эстрады. В 5 лет я даже снялась в кино. Я гуляла с мамой, услышала музыку и начала танцевать под нее. Это увидела помощник режиссера, попросила маму разрешить взять меня в кадр. И так я стала актрисой, хотя тогда этого даже особо не поняла. В 6-7 лет делала целые сольные концерты для друзей и родственников, даже писала программки. Мои родители поняли, что у меня есть талант и нужно помочь мне развить его. И я училась в замечательной театрально-хоровой студии, затем в театральном классе, и уже в 10 лет сыграла свою первую главную роль на профессиональной сцене Одесского академического театра музыкальной комедии. Уже потом мои педагоги убедили маму в том, что мне нужно поступать в театральный, что у меня есть все шансы. И мама повезла меня в Москву.

 А сразу после вуза Вы начинали свою карьеру в качестве актрисы театра или кино?

Много лет я работала артисткой в Театре Вахтангова. Я окончила вуз в 90-е годы, тогда у нас с кино вообще сложно было, практически ничего не снималось. Тем не менее, в то время мне удалось даже в голливудском боевике сыграть, с Джеки Чаном.

Вы играли как комедийные, так и драматические роли. Однако ваше комедийное амплуа для многих зрителей вышло на первый план. Как Вы считаете, почему?

На самом деле, комедийное амплуа — лишь одна грань моего дарования, которую просто очень умело использовали авторы популярной телепрограммы «Большая разница».

Но все-таки какое творчество для Вас ближе? Театр или кино?

Мне все интересно, но все же для меня всегда, всю мою жизнь, на первом месте стоял именно театр. Театр — это живой организм, каждый спектакль разный. На театральной сцене все зависит от актера, целиком и полностью, только театр является абсолютным показателем артистического таланта. В кино образ актера можно приукрасить, например с помощью удачного монтажа, а в театре — нет. Там зритель непосредственно наблюдает за игрой артиста, и сразу понимает, какова она.

Почему Вы согласились стать художественным руководителем Московского областного театра юного зрителя?

Я начинала с детской хоровой студии, потом много лет помогала Одесскому ТЮЗу, так что, когда мне предложили возглавить детский театр, я даже не удивилась. Я взяла паузу для размышлений, потому что я очень ответственный человек, и я понимала, что мне нужно от очень многого отказаться, если я хочу взяться за это непростое дело. И в итоге, расставив приоритеты, я приняла решение возглавить Московский областной ТЮЗ.

Вы отказались от работы телеведущей?

Да, потому что я прежде всего актриса.

Что Вы думаете о современном детском театре и кинематографе?

С детским кино сейчас действительно есть сложности, его очень мало. Почему-то считается, что детские фильмы не могут быть коммерчески успешными, хотя это не так. Например, недавно вышла совершенно потрясающая, интересная и коммерчески успешная картина «Последний богатырь». Но это практически единственный фильм такого рода за последнее время, для нашей страны это катастрофически мало. Что касается театра, то даже если в Московском ТЮЗе не так много детских спектаклей, есть и другие замечательные театры, такие как театр Терезы Дуровой на Серпуховке. Это потрясающая, уникальная женщина, к которой я отношусь просто как к своей крестной маме. Как только я возглавила Московский областной ТЮЗ, я сразу пришла к ней, чтобы посоветоваться. И она мне очень помогла, я бесконечно ей благодарна. Так что детские театры все-таки есть, и они прекрасны. К тому же буквально в каждом театре есть хотя бы один детский спектакль. А в нашем театре из 30 спектаклей текущего репертуара 25 для детей и подростков.

Расскажите о Московском областном ТЮЗе. Как он изменился под Вашим руководством?

История этого театра уникальна. Ему 87 лет, и это единственный театр, который не был эвакуирован из Москвы во время Великой Отечественной войны, а продолжал работать и даже выпускать премьеры. А еще именно в Московском областном ТЮЗе под руководством Евгении Фридман впервые в нашей стране появились музыкальные спектакли и живой оркестр на сцене. Именно это направление, концепцию красочных музыкальных спектаклей, мы сейчас стремимся возрождать и развивать. Так что с моим приходом театр, в определенном смысле, вернулся к истокам. И первым спектаклем в нашем театре под моим руководством стал музыкальный спектакль «Леди Совершенство», в нем звучит музыка Максима Дунаевского, со всеми любимыми нами с детства песнями. В этом спектакле я играю Мэри Поппинс.

Как Вы думаете, что нужно для того, чтобы привлечь юных зрителей к кино и театру?

Современные дети зависят от своих гаджетов, их не так уж просто увлечь происходящим на сцене, поэтому постановки должны быть яркими и интересными, захватывать внимание ребенка так, чтобы он смотрел спектакль на одном дыхании, ни на секунду не отвлекаясь и не скучая. У нас есть спектакли для разных возрастных категорий, то есть не только для детей, но и для такой непростой аудитории, как подростки. Для них у нас есть замечательный спектакль «Про мою маму и про меня», где я играю маму, как раз за эту роль я получила премию «Звезда театрала». Благодаря этой премии спектакль стал настолько популярным, что сейчас на него не достать билетов. А в начале этого сезона у нас была премьера спектакля «Ревизор», который поставил замечательный режиссер, мой супруг Александр Нестеров. И я очень горжусь этой постановкой, потому что несмотря на то, что в ней нет звезд, на нее тоже уже билетов не достать. На мой взгляд, спектакль так понравился зрителям именно потому, что он музыкальный, красочный, его легко и интересно смотреть. Там звучат русские народные музыкальные инструменты, а многие гоголевские монологи переделаны в музыкальные номера. И наш «Ревизор» в этом сезоне тоже номинирован на премию «Звезда театрала».

А Ваш муж играет в театре или он полностью посвятил себя режиссуре?

Сейчас Александр, в основном, ставит спектакли, и не только у нас в Московском областном ТЮЗе, но и в антрепризе.

А Вашим детям интересна профессия артиста? Какие у них планы?

Дочь уже окончила университет в Великобритании, у нее тоже творческая профессия, она художник, иллюстратор.
Она уже работает, иллюстрирует такую непростую книгу, как «Блеск и нищета куртизанок» Оноре де Бальзака. Я думаю, что я не оказала никакого влияния на дочь в ее выборе профессии, это ее дар от Бога, а я просто помогла ей развить свой талант. У меня есть книга, «Советы дочкам», которую я писала как раз в период Настиного переходного возраста. И один из главных советов в этой книге — родителям нужно быть очень внимательными к детям в этот период и помочь ребенку выбрать самое подходящее для него направление. Это была первая книга, где Настя попробовала себя в качестве иллюстратора. А моему сыночку сейчас 11 лет, он очень хорошо учится в школе, собирается поступать на экономический факультет МГУ.
Школа «Путь к успеху», в которой учится мой сын Илья, просто изумительная. Мы живем уже второй год за городом. Когда мы туда переезжали, больше всего я боялась, что мы не найдем хорошую школу моему ребенку. И когда мой сын теперь приходит счастливый из школы, порой звонит и спрашивает, можно ли ему еще остаться, просит забирать его попозже, подходит ко мне со счастливыми глазами и говорит: «Мама, спасибо за эту школу!», я абсолютно счастлива.
Вы живете за городом. Наверное, тратите много времени на дорогу? Вообще как Вы все успеваете?
Вы знаете, я тратила гораздо больше времени на дорогу, когда жила в Москве. Просто я жила в районе «Сокола», а театр у меня в Царицыно. До театра мне нужно было ехать через всю Москву, 2 часа. Теперь я живу возле Троицка на Калужском шоссе и доезжаю до театра даже за час.

Зрители на сцене видят Ваше театральное амплуа. А какая вы в жизни?

Знаете, есть очень хороший анекдот на эту тему. К психотерапевту приходит человек и говорит: «Вы знаете, у меня такая депрессия, мне так плохо, мне так грустно, что мне делать?» И психотерапевт ему советует: «Есть чудесное средство. В наш город сейчас приехал на гастроли уникальный клоун, который вас просто сразу же приведет в чувство. Вам очень понравится, просто идите на его представление, и вы сразу развеселитесь!» И пациент отвечает: «Спасибо, доктор, но этот клоун — это я». Вот это ответ на ваш вопрос.

Важна ли внешность и определенный имидж в жизни, а не только на сцене?

Я считаю, что все хорошо в меру. Когда я вижу молодых девушек с невероятно накачанными губами, сделанными скулами, вот этим всем, накачанным во всех местах, я просто прихожу в ужас. Вот реально я думаю: «Что вы с собой делаете, и зачем? Неужели вы действительно думаете, что это красиво?» Что касается ухода за собой, мне кажется, что это нормально в любом возрасте. Я начала буквально лет с 20 класть ночной крем на лицо. Не помню, кто именно мне посоветовал это делать, но это очень важно для людей моей профессии, потому что у нас практически каждый день на лице тон. Это очень сильно портит кожу, поэтому для нас очень важно очищение, и вот тот самый ежедневный уход. А еще очень важно найти человека, который понимает, что у актера должно быть подвижное лицо, и который не сделает уколы ботокса так, что актер не сможет выражать эмоции. И я нашла такого человека, Олю Мороз, меня познакомил с ней мой друг, тоже артист. Он сказал: «Сходи, и тебе понравится». И вот мы начали с ней плотно сотрудничать, дружить. И я очень довольна результатом, потому что Оля просто настоящая волшебница, и, что самое главное, понимает специфику моей профессии.

А такая хорошая фигура вам досталась от мамы?

От папы.

У Вас ведь не только русские корни есть?

Знаете, во мне намешано такое количество кровей! Когда-то на Первом канале была телепрограмма «Моя родословная». Они начали исследовать, и дошли до 5 века нашей эры, до греческих архонтов. И, конечно, я им бесконечно благодарна, потому что я даже предположить не могла, сколько же у меня корней: и татарские, и греческие, и даже польские, немецкие, и русские, и украинские. Во мне очень много разных кровей. Я ведь из Одессы, портового города.

Значит, Ваши корни там, в Одессе? Ваши предки никуда не мигрировали?

Нет, почему? Мамина девичья фамилия Казанская. Мой прапрадед, Саблуков, жил в Казани. Его брат был первым переводчиком Корана, но при этом оставался православным и преподавал в духовной семинарии. Вот ему-то царь и пожаловал фамилию Казанский. Так и родилась наша фамилия. А уже позже семья Казанских приехала в Одессу.

Вы занимаетесь спортом?

Нет, я никогда не занималась спортом. Я всю жизнь занималась танцами, а сейчас я каждый день занимаюсь йогой.

А почему Вам так интересна именно йога?

Наверное, потому, что я походила в спортзал и поняла, что не могу я таскать железо, это прямо совсем не мое.

Но ведь йога требует погружения, отрешения от всего. Ваша занятость вам не мешает?

Просто нужно пораньше вставать каждое утро. От 30-40 минут, сначала начинаю с дыхательной гимнастики, потом перехожу к йоге и заканчиваю все упражнениями у станка. И все это я делаю каждый день.

Расскажите о ваших проектах. Что ждать зрителям в ближайшее время?

Сейчас я снимаюсь в сериале «Скрытые мотивы» для Первого канала. И начала работать над «Чайкой». Следующий сезон в нашем театре начнется с постановки замечательного режиссера Ирины Пахомовой по произведению Антона Павловича Чехова «Чайка», где я сыграю Аркадину. У нас будет музыкальный спектакль «Питер Пэн» Алексея Франдетти. Это, кстати, очень важная и трогательная история для меня, потому что моей первой ролью на сцене Одесского академического театра музыкальной комедии была Венди, главная героиня «Питера Пэна». И вот я снова играю персонажа этой истории.

А есть какие-то роли в кино и театре, которые бы Вам хотелось сыграть?

В театре я уже сама могу воплощать свои мечты. Я всю жизнь мечтала сыграть в чеховской «Чайке» Аркадину, вот я ее и играю.

А в кино?

А в кино сложнее. Я уже года три не получала интересных предложений. Артистам телевидение навязывает определенные клише, и нам очень сложно с этим бороться. Я делаю это с помощью театра. Слава Богу, что есть театр и возможность играть драматические роли. А кинопродюсеры и режиссеры чаще идут по накатанному пути и предлагают что-то комедийное, не решаются показать актера в другом амплуа. Пожалуй, мои любимые телепроекты — это четырехсерийный фильм «Служу Советскому Союзу» и многосерийный фильм «Непридуманная жизнь», которые снимались в Санкт-Петербурге. Мне очень нравятся обе роли в этих картинах, они драматические, с мощным развитием характеров персонажей. Так что появление таких интересных проектов — это невероятное счастье для меня.

Вам приходилось ездить в Санкт-Петербург на поезде «Гранд Экспресс»?

Вот когда я работала над этими фильмами, их съемки проходили в Питере, весь съемочный период мне приходилось ездить на «Гранд Экспрессе». Тем более что тогда как раз было время белых ночей, которые я всегда мечтала увидеть. И я увидела и эти белые ночи, и корабль с алыми парусами, который шел по Неве, и прекрасный салют. Впечатления, конечно, колоссальные. Я помню, как Максим Аверин, мой партнер по фильму «Служу Советскому Союзу», снял небольшой катер, и мы поехали на экскурсию по каналам. И когда мы уже выехали к Зимнему и я увидела количество народа на берегу, я поняла, что иностранцы действительно со всего мира съезжаются, чтобы увидеть эту красоту. Тогда мы весь май и июнь ездили на «Гранд Экспрессе».

Вам понравилось обслуживание в поезде?

Знаете, если бы мне не нравилось, я бы не ездила. Извините, но у меня даже в райдере прописан «Гранд Экспресс». На других поездах мне просто некомфортно ездить. Сама идея гениальна. Бывает, что еле-еле успеваешь отыграть спектакль, даже поесть не успеваешь, тебе негде принять душ, и тебе нужно уже ехать на поезде. И такой поезд с такими купе для нас просто спасение, там можно и вкусно поесть, и принять душ, и отдохнуть, и я просто не представляю, что бы мы делали, если бы не было «Гранд Экспресса».

Что Вас вдохновляет?

Наверное, мои дети, моя семья, мой дом — мой тыл. Потому что у меня сейчас, как и во всей стране, очень непростой, тяжелый период. Для меня моя родина, Одесса, всегда была своего рода батарейкой. Мне обязательно туда раз в год нужно было приехать летом, чтобы надышаться морским воздухом, напитаться солнцем, которого мне здесь очень не хватает. Вот уже второй год я не могу попасть домой, меня не пускают на родину, поэтому мои дети — это такая соломинка, за которую я держусь из последних сил.

Источник: журнал  "Гранд Экспресс".

Другие новости

Не указан электронный адрес

Подпишитесь на нашу рассылку — и первыми узнавайте о новостях, специальных акциях и скидках для друзей театра!

Оценка услуг